Вертолетные туры |
«Далеко видящие помощники» – так когда-то называли вертолеты на ледоколах, бороздящих трассы Северного морского пути. Уже более тридцати лет назад в Арктике начали использовать этот авиатранспорт, который помог снизить себестоимость перевозок, увеличить скорость движения судов и сроки навигации. Сегодня им оборудуют ледоколы, а иногда и вспомогательные ледокольно-транспортные суда.
В Арктике чаще всего используют серийные вертолеты, надежные и проверенные временем
Как все начиналось
Первые полеты на аэропланах в Арктике были выполнены еще в 1914 году в рамках поисково-спасательных работ по поиску пропавших без вести сразу трех полярных экспедиций в районе острова Новая Земля — Русанова, Брусилова и Седова. Русские авиаторы Я. Нагурский и Е. Кузнецов на аэроплане «Фарман» выполнили десятки полетов по поиску следов пропавших экспедиций на севере. В 1924 году в интересах обеспечения Северной гидрографической экспедиции данными льдообразования, разведки погоды и возможности морской навигации в летний период пилот Б. Г. Чухновский на гидросамолете Ю-20 выполнил более 10 полетов над Новой Землей, Баренцевым и Карским морями, пробыв в воздухе около 14 часов.
В 1954 году в Арктике впервые были использованы вертолеты Ми-4, а с 1956 систематически проводится ледовая авиаразведка с помощью базирующихся на ледоколах вертолетов Ка-15, Ми-4, Ми-2 и самолетов берегового базирования Ли-2, Ил-14, оснащенных бортовыми локаторами. С 80-х гг. стали регулярными полеты на тяжелых транспортных самолетах Ил-18Д и Ил-76ТД, выполняющих посадку на ледовых аэродромах. Со временем этого оказалось недостаточно, а период неустроенности 90-х гг. поставил крест на развитии полярной авиации. В настоящее время северное направление снова стало приоритетным и бурно развивается.
Вертолеты были и остаются надежным, неприхотливым, многофункциональным транспортом для авиаперевозок, ледовой разведки, научных исследований. Использование вертолетов предусмотрено конструкцией многих ледоколов и вспомогательных судов.
Самые большие арктические суда ‒ ледоколы проекта «Арктика» (так называемый проект 10520). Эти огромные корабли длиной 148 м и шириной 30 м остались самой массовой серией атомных ледоколов в СССР. Спущенный на воду в 1972 г. и принятый в эксплуатацию в 1975 г., первый в серии ледокол «Арктика» стал и первым судном, достигшим Северного полюса в надводном положении. Проектом предусматривалось расположение на борту вертолетного ангара и посадочной площадки для вертолетов Ка-32 или Ми-8.
На атомных ледоколах проекта «Арктика» предусмотрены вертолетная площадка на корме судна и ангар. На снимке – ледокол «Ямал». Фото с борта палубного вертолета Ка-32С. Источник http://nikitskij.livejournal.com/407636.html
Функции вертолета в Арктике
Сегодня воздушные суда привлекаются из расчета по одному на ледокол, за исключением зарубежных, где принято задействовать одновременно две или даже три винтокрылые машины. Используют их:
- для тактической ледовой разведки при проводке транспортных судов;
- для выгрузки на льдины;
- для транспортировки грузов во время хозяйственных работ;
- для пассажироперевозок, например, при проведении научных экспериментов или экскурсий;
- для решения непредвиденных, форс-мажорных задач.
Историческим предназначением вертолета на ледоколе была проводка по маршруту и ледовая разведка. Он выполнял роль проводника в караване, отыскивая путь следования между льдинами. Так, на опытном вертолете Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 г. была осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.
Что такое вертолетное устройство
Для безопасной и эффективной работы винтокрылой машины в условиях Арктики необходим целый ряд условий. Вертолетное устройство – это полный набор оборудования, куда, помимо вертолета, входят несколько составляющих:
Ее располагают в кормовой части так, чтобы обеспечить свободные воздушные проходы для взлета и посадки в секторе не менее 40°. Поверхность должна быть ровной, без выступающих деталей, огражденная по периметру комингсом высотой 250 мм и внутренней сеткой под уклоном 10–20°.
Строение для хранения, ремонта и технического обслуживание вертолета обязательно для всех ледоколов, кроме вспомогательных и ледокольно-транспортных судов. Постройка должна вмещать воздушное судно со снятыми лопастями. Стационарные ангары напоминают обычные судовые надстройки: оснащены раздвижной дверью во всю ширину, удобны в эксплуатации, однако занимают много места. На кораблях США и Канады предпочтение отдают сборно-разборным телескопическим ангарам для хранения вертолетов, более компактным и практичным, что особенно важно для судов среднего размера. Такие ангары хранятся в носовой части ВПП, а при необходимости раздвигаются в сторону кормы, накрывая часть площади ВПП с вертолетами.
Авиаремонтную мастерскую с инструментарием и комплектующими для ремонта располагают в помещении, смежном с ангаром
Их располагают в кормовой части. Объем топлива варьируется в пределах 30‒100 т. В зависимости от типа горючего выбирают безопасный вариант хранения, например, под инертным газом, на водяной подушке или др.
Для него, как правило, не предусматривают отдельного помещения: пункт располагают на ходовом мостике. Основное предназначение объекта – руководить полетами и обеспечивать хороший обзор взлетно-посадочной площадки. Пункт оборудуют пультом управления средствами связи с вертолетом, пультом ДУ наружного освещения ледокола, а также приводной радиостанцией.
Систему подачи топлива, смазки, обогрева двигателя и электропитания размещают на взлетно-посадочной площадке. Последнюю также оборудуют светотехникой, ветроуказателем, противопожарными средствами, системой снабжения теплой пресной воды для удаления масла и льда. На поверхность наносят маркировку, облегчающую посадку.
В полярной авиации используют вертолеты с навигационным, аварийно-спасательным и другим специальным оборудованием
Современные вертолеты на ледоколах оборудованы спутниковой навигационной системой GPS/ГЛОНАСС. До ее появления для решения задач навигации использовались гирополукомпас, автоматический радиокомпас и средства визуальных полетов. Перед вылетом готовили импровизированную «карту», куда наносились сведения о полете – трещины, промоины, торосы, толщина льда. Определяли их тогда на глаз, по внешним признакам, например, толщину – по цвету ледовых полей, видимых с высоты. Поскольку радиомаяков в Арктике очень мало, автоматические радиокомпасы настраивались на сигналы радиостанций кораблей, поселков и полярных станций. Широко применялись и средства визуальной индикации положения – прожекторы, сигнальные огни, дымы.
Полярная авиация сегодня
Исследовательские полеты в полярных районах выполняются и сегодня. В наши дни на вертолеты возложены те же функции, что и раньше, – систематическая ледовая разведка с целью проводки суден. Кроме того, они участвуют в обеспечении научных исследований, например, снабжают дрейфующие и полярные станции в Антарктике и бассейне Северно-Ледовитого океана, перевозят пассажиров и грузы на Крайнем Севере.
Сегодня вертолеты в Арктике выполняют и дополнительные функции, например, экскурсионные высадки пассажиров круизных ледоколов на льдины. Ничего удивительного: возможности современной авиатехники не сравнимы с первыми «далеко видящими помощниками».