О мнимой конкуренции Robinson и Airbus Helicopters

Вертолетные туры

В прессе вертолетостроительные компании Robinson Helicopters и Airbus Helicopters иногда называют конкурентами. Так ли это? И нет, и да. Дело в том, что вертолеты у компаний разрабатываются под принципиально разные цели. Цены на них отличаются разительно. И философия у компаний тоже сильно разнится. В это же время они являются игроками одного рынка.

Robinson Helicopters

Простота, доступность и надежность ‒ три главные составляющие компании Robinson Helicopters. Ее основатель Фрэнк Робинсон накопил значительный опыт, проработав в таких крупных вертолетостроительных компаниях, как Cessna, Umbaugh, McCulloch, Motor, Kaman, Bell, Hughes. В 43 года он решил отправиться в самостоятельное плавание специально, чтобы создать хорошее, а главное, недорогое по вертолетным меркам воздушное судно.

Сам Фрэнк Робинсон в одном из интервью сказал следующее: «Занимаясь самообразованием, изучая вертолеты, я пытался понять, как построить что-нибудь маленькое, легкое и недорогое. У меня было много собственных соображений на эту тему. Я настолько проникся этой идеей, что изучил все возможное, чтобы понять, как построить маленький вертолет, который будет хорошо летать».

Фрэнк Робинсон на 100 % реализовал свою идею. Его вертолеты ‒ простые, без особых наворотов, но при этом надежные и доступные (настолько, насколько вообще это возможно). Самая распространенная модель ‒ R44 с инжекторным двигателем ‒ стоит в России 715 500 долларов (и выше, в зависимости от комплектации).

Первый полет опытного образца состоялся в 1975 году. За всю историю завод серийно выпускает три принципиально отличающихся друг от друга модели: двухместный вертолет с поршневым двигателем R22, четырехместный R44 (тоже с поршневым двигателем) и пятиместный R66 с газотурбинным двигателем. Эти вертолеты имеют модификации, специальное оборудование (тот же R44 может быть оснащен, например, комплексом для полицейских служб, для прессы), но все три типа ‒ легкие воздушные суда для частных или бизнес-перелетов и в основном для гражданских служб.

Читайте также  От завода к владельцу: путь иностранного вертолета в Россию

Завод Robinson Helicopters находится в городе Торренс, штат Калифорния

Airbus Helicopters

Airbus Helicopters ‒ огромный концерн с центральным офисом во Франции, филиалами в Германии и Испании и 24 дочерними производствами во всем мире, в т. ч. в США и Австралии. Свою деятельность завод начал сразу после Второй мировой войны, создав в 1956 году после ряда экспериментальных моделей знаменитый Alouette II. Долгое время конструкторы акцентировали внимание на военных и транспортных машинах. Правда, в то время они выпускались не под брендом Airbus Helicopters, а компаниями Sud Aviation (которая, в свою очередь, была образована конструкторскими бюро SNCASE и SNCASO в 1957 году) и Aérospatiale (образовалась в 1978 году в результате объединения Sud Aviation, Nord Aviation и SEREB). Именно тогда компания заняла место под солнцем на вертолетном рынке, выпустив три удачных модели: Écureuil, Dauphin, Super Puma. Спрос на различные модификации этих вертолетов не снижается вот уже почти сорок лет.

В 1992 году происходит еще одно слияние: Aérospatiale объединяется с немецким партнером Daimler-Benz Aerospace AG ‒ так рождается бренд Eurocopter. На его долю в 2001 году приходилось 40 % (!) от всего мирового рынка вертолетов. В 2014 году произошел новый ребрендинг: компания сменила название с Eurocopter на Airbus Helicopters, чьи заводы выпускают легкие (самый известный и удачный ‒ AS350 B3, он же «белка», а согласно новой номенклатуре ‒ H125), средние (например, Super Puma) и тяжелые вертолеты (Super Frelon), военные и гражданские модификации, продаваемые в 140 стран. Airbus Helicopters является частью крупнейшей европейской аэрокосмической корпорации Airbus Group.

У завода Airbus Helicopters 24 дочерних производства по всему миру

Разные вертолеты ‒ под разные задачи

Каждый вертолет выпускается под определенные цели. Если говорить о двухместном вертолете R22, то он экономичнее остальных вертолетов (в России стоит около 480 000 долларов, средний расход топлива ‒ 38 л/ч), при этом летные и технические характеристики остаются на высоте, есть возможность установить второй комплект управления. Поэтому R22 чаще всего используют на курсах по обучению пилотированию, где любой другой вертолет будет менее рентабельным. Хотя в России R22 не столь популярен, как, скажем, в Америке или Австралии, в силу погодных условий и ограничений, а также ряда других причин.

Читайте также  Автопилот для Robinson: за и против

R22 ‒ оптимальный вертолет для обучения пилотированию, не считая новейшей модификации R44 Cadet, созданной специально для этих целей.

Если, например, надо перекинуть группу геологов к месторождению золота в Сибири, подойдет R44. Он вмещает пилота и трех пассажиров, преодолевает без дозаправки 650 км, стоит 715 500 долларов (это цена для инжекторной модели; если двигатель карбюраторный ‒ 617 500 долларов), что дешевле любого вертолета Airbus Helicopters в несколько раз. При этом бизнес-элита вряд ли захочет лететь на R44, отдав предпочтение более комфортной, тихой и престижной «белке» (H125) или другим, более дорогим и престижным типам Airbus Helicopters или Bell Helicopter. Правда, цена таких вертолетов начинается уже от рублевого эквивалента 3 000 000 евро, в том числе российский НДС


Акцент в R44 делается на простоту и функциональность, поэтому салон выглядит относительно просто

Для воздушных судов Robinson как нельзя лучше подходит определение «рабочая лошадка». Патрулирование, рабочие перелеты, доставка небольших грузов, аэрофотосъемка ‒ они целесообразны там, где нужны простота и экономичность. Их покупают также в частное владение, поскольку разница между 715 000 долларов (или 1 300 000 долларов за газотурбинный пятиместный R66) и 3 000 000 евро за H125 ощутима даже для очень обеспеченных людей. Но вертолеты Robinson имеют небольшую грузоподъемность и габариты кабины. Да, это существенно понижает цену, но делает их непригодными для ряда работ, например, в той же санавиации: носилки попросту некуда поставить. И здесь лидирующие позиции занимает H135, в кабину которого помещаются носилки и три медика. Эта модель приспособлена для работы в жарком климате и высокогорье. К слову, для спасательных операций в горах не подойдет ни один из «Робинсонов», а рекорд, который установил вертолет H125, сев в 2005 году на Эверест на высоте 8850 метров, так и не был побит.

Читайте также  Летные, технические и эксплуатационные характеристики вертолетов Robinson


Низкий уровень шума, кондиционер, достаточный простор ‒ вертолет H125 подходит для перелетов бизнес-элиты

Вертолеты для нефтегазовой отрасли ‒ еще одно направление Airbus Helicopters. Так, H175 специально разрабатывался для перевозки грузов и сотрудников к морским нефтяным платформам. Когда на борту 16 человек, этот вертолет летит без дозаправки 259 км, если на борту 12 пассажиров, дальность полета увеличивается до 370 км. Заявляемая производителем дальность полета у R66 больше, но он может взять на борт лишь четырех пассажиров, поэтому опять о конкуренции говорить не приходится: какой-то показатель выше у Robinson, какой-то – у Airbus Helicopters, но вырывать из контекста отдельные характеристики ‒ неправильно. Чтобы оценить вертолет и его эффективность для решения конкретной задачи, надо учитывать весь комплекс характеристик, их совокупную работу. И тогда вопрос соперничества между Airbus Helicopters и Robinson вообще не стоит. Эти вертолеты не хуже и не лучше друг друга, они просто решают разные задачи, при том что каждому заводу хватает и славы, и поклонников, и их скорее стоит назвать разноплановыми игроками одного рынка, чем конкурентами.

Вертолет H175 предназначен для работ в нефтегазовой отрасли