Страхование вертолета: что нужно знать?

Вертолетные туры

Владельцы вертолетов могут защитить свои финансовые интересы с помощью страхования. Какие виды страховой защиты являются обязательными, а какие добровольными? На что надо обратить внимание при оформлении договора?

Что такое страхование вертолета

Строго говоря, этот термин обозначает финансовую защиту клиента на случай разрушения или повреждения винтокрылой машины. Авиаторы и страховщики также употребляют термины «страхование железа» или «авиакаско». Но чаще всего собственники и представители страховых компаний говорят о комплексной страховой защите. Она состоит из трех договоров: авиакаско, страхования гражданской ответственности и страхования от несчастного случая.

Авиакаско относится к добровольным видам страхования. Это значит, что владелец вертолета решает сам, нужна ли ему финансовая защита на случай повреждения или разрушения винтокрылой машины. Страхование гражданской ответственности и пилотов от несчастного случая относится к обязательным видам. Это значит, что без оформления полиса владелец или пилот винтокрылой машины не имеет права использовать ее на законных основаниях.

Авиакаско: определение, риски, особенности

Авиакаско — это договор страхования имущества от полного разрушения или повреждения ВС. Он также действует, если воздушное судно пропало без вести. В случае полного разрушения или повреждения вертолета страховщик выплачивает собственнику страховую сумму. Обычно она определяется по текущей рыночной стоимости воздушного судна.

Обычно страховая сумма равна стоимости вертолета

Договор страхования покрывает риски повреждения или гибели вертолета во время полетов, стоянки или транспортировки. Обратите внимание, некоторые страховые компании по умолчанию указывают в договоре только риск повреждений и разрушения вертолета во время полетов. Чтобы полностью защитить финансовые интересы, просите страховщика указать в договоре все риски.

При заключении договора обратите внимание на следующие моменты:

  • В полисе может быть указана франшиза. Это невыплатная часть договора или финансовый риск, который принимает на себя страхователь. Франшиза позволяет страхователю снизить расходы на страхование. Но в случае страхового события страховщик вычитает сумму франшизы из суммы выплаты.
  • Застраховать ресурсный вертолет можно с учетом или без учета износа. Если вы оформите договор с учетом износа, то сэкономите на платежах. Но в случае страховой выплаты страховщик уменьшит ее сумму. Сумма, которую вы недополучите, рассчитывается по специальным коэффициентам износа деталей.
  • Страховая компания откажет вам в выплате в случае нарушения правил эксплуатации вертолета, незаконных полетов, использования воздушного судна для обучения полетам. Например, если вы вовремя не пройдете ТО, по закону страховщик имеет полное право отказаться от компенсации убытков по договору страхования.
  • Авиакаско не покрывает риски повреждения или разрушения воздушного судна по естественным причинам. Например, если авиапроисшествие случается в результате естественной коррозии или износа деталей, страховщик имеет право отказать в выплате.
  • Страховая компания может отказать в выплате в случае несвоевременного обращения клиента. В каждом договоре страхования указывается срок, в течение которого страхователь может обратиться за выплатой в случае страхового события.
  • Сумма страховой выплаты рассчитывается исходя из фактического ущерба для страхователя в результате авиапроисшествия. Например, стоимость условного вертолета может составлять 1 млн рублей. Страховая сумма в этом случае тоже будет равна 1 млн рублей. Но в случае незначительного повреждения хвостовой балки во время жесткой посадки страховщик выплатит страхователю не 1 млн рублей, а сумму, необходимую для ремонта и замены хвостовой балки.
Читайте также  Полеты на вертолетах в горной местности: особенности и ограничения

Франшиза в договорах страхования бывает безусловной и условной. Безусловная франшиза — это процент от страховой суммы или фиксированная сумма, которая в любом случае вычитается из суммы выплаты. Например, если франшиза составляет 1 %, а страховая сумма равна 100 тыс. рублей, страховщик в любом случае вычтет из суммы выплаты 1 тыс. рублей.

Условная франшиза также выражается в виде фиксированной суммы или процента от страховой суммы. Однако она прекращает действовать, если ущерб превышает величину франшизы. Например, при условной франшизе 1 % и страховой сумме 100 тыс. рублей ущерб при незначительном происшествии может составить 900 рублей. В этом случае страхователь не получит от страховщика ни копейки, так как выплата не превышает франшизу. Если ущерб составит 1001 рубль, страхователь получит выплату полностью, так как условная франшиза прекращает действовать.

Стоимость авиакаско зависит от цены вашего вертолета. В среднем страховой тариф составляет 2–4 %. Вы можете попросить страховщика рассрочить страховой платеж на два или четыре раза. В этом случае страховой тариф незначительно вырастет.

Страхование гражданской ответственности

Согласно Воздушному кодексу РФ, это обязательный вид страхования. Он защищает имущественные интересы владельца воздушного транспортного средства на случай причинения вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц.

Представьте ситуацию: в результате авиапроисшествия вертолет совершает жесткую посадку на трассу. При этом он повреждает оказавшийся рядом автомобиль. Без оформления страховки собственнику пришлось бы самостоятельно компенсировать владельцу авто сумму ущерба. При наличии полиса страховщик берет на себя компенсацию финансового ущерба.

Владельцы вертолетов обязаны страховать гражданскую ответственность

Страхование ответственности — обязательный вид финансовой защиты. Поэтому его стоимость и страховая сумма определяются государством. Согласно Воздушному кодексу, страховая сумма равна двум МРОТ на каждый килограмм массы вертолета.

Читайте также  Патрулирование нефтепроводов на вертолете: «Когда летишь через перевалы ‒ такая красота вокруг!»

Воздушные пассажироперевозчики должны застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу (багажу) пассажиров. А грузоперевозчики страхуют ответственность за причинение имуществу клиентов: утрату и повреждение грузов при перевозке.

Страхование пилота от несчастного случая

Это еще один обязательный вид страхования. Владелец воздушного судна обязан застраховать жизнь и здоровье пилота как минимум на тысячу МРОТ. Страховщик компенсирует ущерб, связанный с гибелью, травмой или потерей трудоспособности застрахованного лица, которые наступили в результате авиационного происшествия.

В случае гибели застрахованного или получения инвалидности первой группы выгодоприобретатели или пострадавший получают страховую сумму полностью. В случае получения инвалидности второй или третьей группы компенсация составляет 75 % и 50 % от страховой суммы соответственно. При получении травмы сумма выплаты устанавливается в зависимости от тяжести увечья.

Нужно ли страховать вертолет

Если речь идет об обязательных видах страхования, ответ очевиден. Вы не имеете права поднимать вертолет в воздух, если не оформили полисы страхования гражданской ответственности и от несчастного случая.

Если вопрос касается добровольного страхования вашего имущества, решайте сами. Подумайте, что лучше: самостоятельно оплачивать восстановление воздушного судна в случае авиапроисшествия или получить компенсацию от страховой компании.